Голосование

Хотели бы вы пойти с нами в поход?
 

 

Яндекс.Погода
Главная Наши работы Мусюр или Мульда
Индекс материала
Мусюр или Мульда
Историческая характеристика
Сопротивление заключенных
Восстание в колонне № 15
Заключение
Список литературы
Приложения
Приложение №1
Приложение №2
Приложение №3
Приложение №4
Приложение №5
Приложение №6
Приложение №7
Приложение №8
Приложение №9
Приложение №10
Приложение №11
Приложение №12
Приложение №13
Все страницы

Нас пригнали на Мульду. Зона тяжко молчала…
Нас пригнали этапом, а лагерь был пуст.
Тишина нас пугала, тишина угрожала,
И дыхание смерти не давало уснуть…
/Елена Маркова/

Мусюр или Мульда

В каждом городе есть исторические места, связанные с трагическими событиями. А в Воркуте их особенно много и относятся они к событиям строительства шахт, добычи «черного золота» и строительству железнодорожной магистрали. Далеко за Полярным кругом осваивался огромный каменноугольный бассейн. Промышленное освоение Заполярья, богатого природными ресурсами, проводилось исправительно трудовыми лагерями НКВД. Вот уже более пяти лет я занимаюсь изучением истории нашего города в туристско-краеведческом объединении «Горизонт» В процессе поисково-исследовательской работы мы, совместно с единомышленниками пытаемся восстановить страницы страшных с лет, связанных со сталинскими репрессиями. Эта деятельность включает в себя не только работу в архивах и библиотеках с литературой и научными источниками, но и полевые исследования. Именно в экспедиции можно мысленно перемещаться в далекие времена, где происходили те или иные события. Цель исследовательской работы: Изучить и проанализировать восстание 1948 года на железнодорожной ветке Хановей – Мульда.

Задачи исследования:

  1. Изучить источники, описывающие это событие;
  2. Пройти по участку ж/д Хановей – Мульда;
  3. Найти и описать лагпункты № 15 /Мусюр/, №17 и № 18 /Мульда/

Методы исследования: анализ информации, полученной из различных источников, проведение полевых исследований во время экспедиции и анализ результатов, полученных в экспедиции на данном участке железной дороги.

Основным источником работы является «Отчет о многодневной краеведческой поисково-исследовательской экспедиции 11-18 сентября 2011г. «Стальная подкова Воркуты».

Объект нашего исследования – это железная дорога по маршруту г. Воркута – ж.-д. мост через р. Воркута (2245 км) – пос. Хановей – пос. Мульда – г. Воркута.

Экспедицией 2011г. мы с друзьями воплотили нашу мечту в жизнь – прошли по пути строителей участка дороги Хановей – Мульда. За восемь дней краеведческой поисково-исследовательской экспедиции мы исследовали территорию вдоль железной дороги протяженностью 40 км между насыпью и р. Воркута, подробно изучив как ныне существующие, так и бывшие поселения Хановей, Старый Хановей, Тальник, Викторёль, Мусюр, Мульда.

В результате экспедиции обнаружен участок железной дороги, построенный в 1940-е гг., зафиксированы места расположения 8-ми ОЛПов либо строительных колонн, исследованы 3 кладбища, а также здание тюрьмы в пос. Хановей. Таким образом, с учетом радиальных выходов длина маршрута экспедиции составила 77 км (Приложение № 1)


Историческая характеристика района экспедиции «Стальная подкова Воркуты»

28 октября 1937г. Совет Народных комиссаров СССР принял постановление № 1952-343 о строительстве Северо-Печорской (первоначально Ухто-Печорской, затем – Северо-Печорской, а с 1946г. – Печорской) (Приложение № 2) железной дороги протяженностью 1560 км со следующим направлением: Котлас–Княжпогост–Чибью–Кожва–Абезь–Воркута и вводом ее в эксплуатацию в сентябре 1945г. (Приложение № 3) Главной отличительной особенностью ее строительства являет то, что изыскания, проектирование и строительство трассы проходило одновременно. Летом 1937г. экспедиция Лентранспроекта под руководством инженера A.B. Гоникберга начала изыскательские и проектировочные работы.

Северо-Печорская железная дорога протяженностью 1560 км была разделена на железнодорожные линии: Коноша - Котлас (протяженностью 370 км); Котлас- Кожва (728 км); Кожва - Воркута (462 км).

В соответствии с техническим проектом эта дорога предназначалась для вывоза углей Печорского угольного бассейна. В соответствии с приказом НКВД «О разделе лагерей Ухто-печорского треста» от 10 мая 1938г. с 1 июля 1938г. на территории Коми АССР была образована новая система исправительно-трудовых лагерей, одним из которых стал Северный (железнодорожный) – Севжелдорлаг.

Великая Отечественная война изменила подходы к проектированию, что получило отражение в Основных положениях, утвержденных техническо-экспертным отделом НКПС 10 июля 1942г. По мнению руководства Севжелдорлага, качество изысканий и технических проектов строительства железной дороги было низким.

В постановлении Экономического Совета при СНК СССР от 7 июня 1938г. были установлены сокращенные календарные сроки строительства дороги, в том числе участка Абезь-Воркута: начало работ 1 июля 1938г., открытие временного движения в навигацию 1940г. и сдача в постоянную эксплуатацию 1 ноября 1942г. Следует напомнить, что в 1937г. срок ввода в эксплуатацию был определен не ранее сентября 1945г.

Для ускорения строительства был организован еще один лагерь – Печоржелдорлаг, которому было поручено «скоростными методами» построить железнодорожную линию Кожва - Воркута, протяженностью 460 км.

Вся трасса будущей железной дороги была разделена на два участка строительства. Границей между ними была станция Кочмес. От Кожвы до Кочмеса располагались подразделения южного участка (29 лагпунктов), а от Кочмеса до Воркуты – северный (27 лагпунктов).

Строители продвигались навстречу друг другу из нескольких пунктов. Постепенно готовые участки соединялись, образуя сплошную линию. Несмотря на то, что основными инструментами были ломы, лопаты, костыльные молотки, кирки, а транспортными средствами – тачки и сани, в сентябре 1941г. рабочие укладывали в сутки по 2 км пути, а в октябре – уже по 4 км.

28 декабря 1941г. первый поезд прибыл в Воркуту. Открытие временного рабочего движения на линии Кожва-Воркута, а значит и по всей Северо-Печорской железной дороге, было решающим условием ускорения развития Печорского угольного бассейна.

Приказом ГКО СССР от 28 октября 1944г. было организовано Северное эксплуатационное отделение, которое занималось эксплуатацией строящихся железных дорог Воркута - Хальмер-Ю , Хановей-Мульда-Воркута. На 1 сентября 1944г. в структуре Печоржелдорлага насчитывалось 5 отделений, 3 строительных района Северного управления и ряд других подразделений. Из перечисленных в таблице (Приложение № 4) подразделений на территории современного городского округа «Воркута» располагались 4 и 5 отделения, 3 район Северного управления и лесокомбинат (ОЛП Воркута) – всего 5976 заключенных. Всего на 1 сентября 1944г. в структуре Печорского железнодорожного лагеря числились 44 колонны. (Приложение №6).

В 1945г. в состав Печоржелдорлага входили: управление, 6 строительных от- делений, строительный и 3 железнодорожных ОЛП, 6 подсобных предприятий, 8 сельхозов, 142 колонны. По приказу МВД СССР №062 от 5 февраля 1949г. Печжелдорлаг вел также строительство последней в своей истории железной дороги Хановей - шахта №7 (ныне ш. «Северная»). Укладка главного пути железнодорожной линии Хановей – Мульда была закончена в 1948г.


Сопротивление заключенных

Восстания и забастовки, которые начались в лагерях в 40-х годах и следовали одно за другим, выявили глубокий кризис системы репрессий и процесс общего распада экономической системы, основанной на принудительном труде. Действительно, в конце 40-х – начале 50-х годов, несмотря на максимальное количество заключенных, достигнутое к тому времени, продолжался резкий спад производительности труда в тех отраслях экономики, которые находились в ведомстве МВД.

Это явление частично связано с изменениями, произошедшими в качественном составе населения трудовых лагерей на протяжении 40-х годов. В 30 годы большинство заключенных составляли крестьяне, противившиеся насильственной коллективизации и аграрной политике государства, рабочие, сотни тысяч членов партии, регулярно подвергавшиеся «чисткам» с 1934 по 1938 год, а также технические и инженерные кадры. Начиная с весны 1940 года, с приходом Красной Армии на Западную Украину, Белоруссию и в прибалтийские республики, лагеря начали пополняться за счет «политических деятелей, промышленников, землевладельцев, чиновников, судей, адвокатов, отставных офицеров и священнослужителей» с оккупированных территорий. После победы в Сталинградской битве и освобождения от немецко-фашистской оккупации Украины, Белоруссии и прибалтийских республик были арестованы тысячи партизан и активистов, а также те, кто симпатизировал Организации Украинских Националистов (ОУН) и Украинской Повстанческой Армии (УПА), - они воевали как против Красной Армии, так и против фашистов. В последние годы войны и сразу после ее окончания были арестованы и депортированы также десятки тысяч советских военнопленных, освобожденных из немецких концлагерей, среди них многочисленные «власовцы», воевавшие в рядах Русской Освободительной Армии (РОА).

Таким образом, в лагерях оказались очень разные люди, которых, однако, объединяли факт участия в войне и подпольном движении, ненависть к советскому режиму и твердое намерение продолжать борьбу против него и в неволе.

Ввиду этого проблема управления лагерями становилась все более сложной; формы неповиновения, постепенно изменяясь, выражались, с одной стороны, все более многочисленными отказами выходить на работу отдельных заключенных, с другой – самыми настоящими организованными забастовками.

В Воркутлаге, Севжелдорлаге, Севпечлаге, Печорлаге, Речлаге реорганизация на первых этапах сопровождалась ужесточением условий содержания. Власти объясняли это растущей волной сопротивления заключенных. Именно эти лагеря отличались постоянными и разнообразными по формам движением протеста против социально-политической несправедливости. В тексте работы я только называю факты протестного движения. С их краткой характеристикой вы можете познакомиться в (Приложение № 5)

  • 1942, январь-февраль: восстание заключенных лагпункта «Лесорейд» Воркутлага .
  • 1942: «летом 1942 года вспыхнуло вооружённое восстание на трассе железной дороги Сейда - Лабытнанги (стройка 501). (в 1947 году все лагерные суды на территории Коми республики были распущены - их деятельность не принесла ожидаемых результатов)».
  • 1945, июнь - 1947, май - оперчекистский отдел Воркутлага организовал следственное дело о подготовке политзаключенными восстания в Воркутлаге осенью 1941 г.
  • 1947: Одно из самых мощных восстаний ("массовое самовысвобождение заключённых") восстание строителей железнодорожной ветки Чум-Лабытнанги.
  • 1948: восстание на Мульде, (Мусюре).
  • 1948: произошло крупное восстание заключенных обского лагеря.
  • 1949: арестованы участники подпольной группы сопротивления (литовцы, латыши, эстонцы).
  • 1952, 6-7 октября - военным трибуналом войск МГБ Коми АССР в г.Воркута было рассмотрено дело повстанческой антисоветской организации политзаключенных Речлага (дело Тутченко – Озерского)
  • 1952, 16 октября - военный трибунал Беломорского военного округа приговорил большую группу политзаключенных Воркутлага по статье 58-8 и 58-10 УК РСФСР к высшей мере наказания и большим срокам лишения свободы.
  • 1953: Наиболее крупными были события 21-31 июля 1953 в Воркуте, где в "массовом саботаже" приняли участие до 10 тыс. заключённых.
  • 1953: всего за 1953 заключёнными Речлага (Воркута) было совершено 4815 нарушений режима содержания и распорядка лагерной жизни, из них 165 хулиганских действий и 6 "бандпроявлений" против 1381 случая, в т.ч. 131 отказа от работы.
  • 1954: акции протеста против трудных условий жизни и работы продолжались. Особенно много стало отказников от работы - до 200-300 ежедневно
  • 1954: в отделении №15 Речного лагеря МВД СССР, «украинские националисты начали вести активную подготовку к восстанию в лагере», «отдельные националистические группы вызвали забастовки и восстания», отмечались «участившиеся случаи диверсий и бандитизма».

Все это не могло не обращать на себя внимания руководства страны. Поэтому и изменялась постоянно система ГУЛАГа. Первоначально власть пошла по пути усиления репрессивных мер. Вместе с тем, было очевидно, что заключенному-рабу нечего терять, эффективность его трудоотдачи постоянно снижается. О массовом характере этого явления можно судить также по материалам бюро Коми обкома КПСС от 2 АП 1955, где был рассмотрен вопрос "О неудовлетворительном выполнении плана добычи угля шахтами комбината "Воркутауголь". Отмечалось, что руководство ВОРКУТЛАГа не смогло справиться с ситуацией, сложившейся на предприятиях Воркуты, когда "возросли случаи отказов от работы и невыполнения норм выработки, увеличилось число поломок и прямых фактов диверсий с шахтным оборудованием и механизмами".

Поэтому власти пытались применять уже испытанную политику «кнута и пряника».


Восстание в штрафной колонне № 15 Севпечлага

Собираясь в эту экспедицию, мы из архивных документов уже знали, что в 1948 году в районе железнодорожных станций Мусюр и Мульда произошло восстание заключенных, строивших железную дорогу Хановей – Мульда. Сейчас же нам было интересно посмотреть местность и попытаться сопоставить те события, которые происходили в далеком 1948 году. (Приложение № 6,7) Основной упор можно сделать на официальный документ – это спец. донесение прокурора Северного управления железнодорожного строительства МВД СССР Бубнова начальнику Управления по надзору за местами заключения Прокуратуры СССР В.П. Дьяконову о побеге 66 заключенных из Северо-Печорского ИТЛ (Приложение № 8).

Из донесения мы узнали, что 5 июня 1948 года заключенные штрафники в количестве 66 человек на станции Мусюр около 13 – 14 часов обезоружили охрану и совершили побег. Бежавшие заключенные разбились на две группы. Одна группа двинулась в сторону г. Воркуты и в этот же день была задержана Воркутинским отрядом ВСО. Вторая группа, вооруженная одиннадцатью винтовками, одним автоматом и одним наганом, этого же числа была обнаружена от места побега примерно в восьми километрах, при задержании группа заключенных оказала вооруженное сопротивление, и в результате подавления сопротивления 20 человек было убито, остальные сдались. Далее Бубнов указывает в своем донесении, что все задержанные доставлены для следствия в Печору. В экспедиции мы увидели, что дорог от Мусюра как в то время не было, так и сейчас нет. Хорошо накатанная дорога вела к карьеру и там заканчивалась. Куда отправились группы заключенных, и что с ними произошло, узнали, познакомившись с воспоминаниями очевидцев тех событий:

Лотар Шольц был не только свидетелем, но и участником этих событий. Лотара арестовали в Бранденбурге в 1947 году и осудили по статье 58 параграф 6 советского Уголовного кодекса. Как американского шпиона. Приговор получил в 19 лет. В январе 1948 года попал в Воркуту, гнали этапом пешком через Сивую Маску, Хановей до Мульды. О восстании он вспоминает так: «Существовала железнодорожная линия Котлас-Воркута. Нашей задачей было строительство и ремонт железной дороги на участке 501. Это в районе Печоры, Хановея, Сивой Маски. Вплоть до Мульды, где был наш лагпункт, отделение Печлага. Мульда находится западнее Воркуты. При хорошей погоде мы могли видеть издали Воркуту, но в самой Воркуте я тогда не был. В июне 1948 года в нашем лагере произошло восстание. Лагерь охранялся так называемой самоохраной, из доверенных заключенных. Русские заключенные всех их перестреляли. Только один остался в живых. Восстание продолжалось дней пять. Потом прибыли части Красной армии. Многих восставших перестреляли с воздуха, с самолетов. Там же тундра, спрятаться негде. Тех, кто уцелел, привели обратно в лагерь. Уцелевших пригнали к лагерю, выстроили. У ворот стояли солдаты с ломами. Рядом начальники с лагерными стукачами. Заключенных пропускали по одному. Начальник спрашивал «этот?», и если стукач говорил «да», то заключенного били ломами. Кому повезло, тот уцелел. Многие умерли. Кровь хлестала вовсю... Когда подошла моя очередь, стукач сказал про меня «нет». Я тоже прошел через строй, думал, будут бить, но не били. Повезло».

Более подробно о восстании 1948 года Лотар Шольц рассказал в августе 2004 года, когда побывал в Воркуте. (Приложение № 10) Из спецдонесения прокурора Бубнова узнали, что организаторами обезоруживания и побега являлись заключенные Минкиевич Дмитрий Михайлович осужден на 10 лет лагерей по статьям 59, ч.3, и180 УК РСФСР (бандитизм и незаконное врачевание). Второй Сушков Яков Иванович, осужденный по Указу от 4 июня 1947г. Президиума Верховного Совета СССР «Об усилении охраны личной собственности граждан» или «Об уголовной ответственности за хищение государственного или общественного имущества». Осужден сроком на 15 лет.

В ярких подробностях о восстании рассказывает еще один участник этих событий, заключенный колонны № 15 Ярослав Степанович Николин. Он в девятнадцать лет осужден по 58-й ст. сроком на 20 лет лишения свободы как украинский националист (Приложение № 11) В своих воспоминаниях Николин говорит, что восстание началось 5 июня в районе Мусюра. Восстание было жестоко подавлено. Воспоминания Я.С. Николина опубликованы в статье Натальи Самовер «Что же было на Мульде? Легенда о лагерном восстании».

В этой же статье есть воспоминания другого «политического» Сергея Николаевича Чекина взятые Натальей из книги под названием «Старый Буян, Самара, Печорлаг. Повествование врача Трудникова». Восстанию на железнодорожной ветке Хановей – Мульда посвящена глава «Особорежимная Пятнадцатая».

Автор книги лично не был ни участником, ни свидетелем описываемых событий. Тем не менее, он, сам в то время отбывал наказание в Северо-Печорском ИТЛ и имел возможность слышать о событиях в 15-й колонне.

В частности Сергею Чекину были известны реальные фамилии организаторов восстания и то, что один из них был бригадиром. Он также знал о митинге в захваченной зоне, о разделении беглецов на две большие группы, о самолете-разведчике, и о том, что решающая роль в ликвидации побега принадлежала частям ВСО Воркутлага, а не Севпечлага, к которому относилась колонна № 15.

Версия о восстании 15-й штрафной колонны есть в романе Игоря Губермана «Штрихи к портрету». Один из персонажей романа рассказывает историю про восстание на железнодорожной стройке «далеко за Воркутой». Его рассказ похож на то, что происходило на Мусюре в 1948г. Это и разоружение охраны в банный день, захват зоны Общее построение и призыв идти освобождать заключенных других лагерей, отчаянный марш-бросок на Воркуту, расстрел беглецов с воздуха. Руководителем восстания в романе Губермана назван «политический» - полковник Мехтеев, азербайджанец, Герой Советского Союза.

Александр Солженицын в книге «Архипелаг ГУЛАГ» также описывает восстание заключенных на 501 – й стройке – строительстве железной дороги Сивая Маска – Салехард. «Легендарно восстание потому, - поясняет Солженицын, - что все в лагерях о нем шепчут, и никто толком не знает. Легендарно потом, что вспыхнуло не в Особых лагерях, где к этому сложилось настроение и почва, а в ИТЛовских, где люди разъединены стукачами, раздавлены блатными, где оплевано даже право их быть политическими и где даже в голову не могло поместиться, что возможен мятеж заключенных». Солженицын говорит о двух руководителях восстания: один из них изуродованным лицом напоминает Сушкова, но оба названы «политическими», бывшими военными: «Говорят, что во главе был бывший полковник Воронин (или Воронов), одноглазый. Еще называют старшего лейтенанта бронетанковых войск Сакуренко».

Описание самого восстания в «Архипелаге ГУЛАГ» в целом похоже на рассказ очевидцев Лотара Шольца и Ярослава Николина, за исключением сообщения о взятии соседнего лагпункта и воздушном десанте, который был выброшен для того, чтобы отрезать восставшим путь на Воркуту.

Свидетелями кровавой расправы событий вооруженного побега заключенных были две женщины – каторжанки, только говорили они о Мульде. Об этом событии вспоминает Елена Владимировна Маркова рассказывает так: «Мы заходим в зону. Ну, как обычно. Нас ведут к бараку, где мы должны разместиться. Зона какая-то мертвая, людей нет. И мы подходим к бараку и видим, что барак, стены барака окровавлены. Там пули и вот, кровь, даже человеческие мозги, какие-то части тканей человеческих. Что это такое? Мы заходим в барак – он весь в крови! Оказывается, там до нас была мужская зона. Ну, нам говорили, что до этого были какие-то военные, не то власовцы, не то еще какие-то наши военные, и они решили сделать побег, забастовали. Они, там, обезвредили охрану, вышли из зоны, кто - то остался в зоне, не хотел принимать участие. Бежать из Воркуты было невозможно. Люди шли просто на верную гибель. И их расстреливали. Их расстреливали, там, с вертолетов в поле, потом загоняли в бараки. И прямо в бараках и возле бараков расстреливали людей. Значит, как это было, я могу сказать только вот те слова, которые до нас дошли. Но, то, что барак, стены бараков были со следами пуль, и то, что там была кровь и человеческие мозги, вот это факт. Ну, и, представляете, какое у нас было состояние. Нас заставили мыть бараки, и потом мы в этом бараке жили». На 25-километровой ветке Хановей – Мульда располагалось несколько лагерных колонн, как было принято на железнодорожном строительстве, привязанных к будущим разъездам и станциям. На десятом километре, считая от Ханавея, находился разъезд Викторъёль, за ним 14-й километр, затем 17,5 километре – Мусюр. Маркова и по сей день не уверена, что точно знает, где именно она тогда очутилась – то ли на станции Мульда, то ли на 14-м километре. «Когда нас гоняли этапом, мы не всегда понимали, где находимся, - говорила она в интервью сотрудникам Сахаровского центра. – Никто нам не говорил: «Сейчас мы вас переведем туда-то». Всегда это была дополнительная травма для нас. Идешь неизвестно куда, неизвестно на что… Только позже мы узнавали, где были». (Приложение № 12)

Об этом же событии рассказывала нам при личной встрече Анна Васильевна Крикун. В лагерь на Мульде Анна Васильевна Крикун попала после того, как побывала в Вятлаге там и получила свой первый срок, ссылку и клеймо СОЭ (Социально опасный элемент). Ссылку Анна Васильевна отбывала в Коми АССР в поселке Корткерос, валила лес. В 1945 году после очередного ареста попала в Сыктывкар, где была вторично осуждена уже как «враг народа» по58-й статье. А потом пересыльный лагерь в Воркуте, определение медкомиссии на ТФТ (тяжелый физический труд) и работа в шахте № 2, работали женщины-каторжанки наравне с мужчинами на самых тяжелых работах. После шахты Крикун оказалась в ОЛПе на 14 км – строительство автомобильной кольцевой дороги. А затем этап женщин – каторжанок отправили на Мульду. Анна Васильевна оказалась в этом этапе. Находясь на Мульде, она также работала на строительстве, но уже железной дороги.

На Мульде было 2 лагеря – верхний и нижний. В верхнем лагере, рассказывала Анна Васильевна, они отмывали бараки от крови. (Приложение № 13)

И так: во всех воспоминаниях очевидцев и тех, кто узнал о восстании и постарался передать рассказ об этих трагических событиях, мы проследили начало, ход и подавление восстания. Вернемся к тому, куда пошли группы заключенных, Шольц говорит, что до Воркуты было 60 км., и одна из групп пошла на Воркуту, по всей вероятности эта группа пошла через Хановей, на Воркуту, другой дороги в общем – то и не было, либо на Мульду. До начала станции Мульда – 5 км., что мы и проверили, пройдя этот путь. А вот до места ОЛПов на Мульде – 8 км. Расправа над беглецами была, описана в вышеприведенных воспоминаниях либо в тундре, либо на входе в лагерь – воспоминания Лотара Шольца, когда после указки стукачей, зачинщиков забивали металлическими ломами. Никто из свидетелей и участников не упоминает бараки, в которых бы убивали восставших.

Но есть воспоминания двух женщин каторжанок, которые рассказывают, как женский этап привозили на Мульду отмывать в бараках полы и стены, которые были залиты кровью и забрызганы человеческими мозгами. Обе женщины, ставшие невольными свидетельницами последствий расправы над восставшими заключенными, говорят, что отмывали следы в бараках на Мульде. Все вышеуказанные свидетели событий рассказывают, что заключенные разделились на группы. По всей вероятности и расправлялись не с одной группой, а с несколькими.

Может быть и такое, что расправы были и в строительной колонне на ж/д ст. Мусюр, и в ОЛПе на ж/д ст. Мульда.


Заключение

В своей работе мы показали, что в некоторых случаях поисково-исследовательская краеведческая экспедиция является неотъемлемой частью исторического исследования. В экспедиции мы имеем возможность увидеть своими глазами места и объекты тоталитарного прошлого своей малой Родины. Наши полевые исследования мы подкрепили различными источниками информации о лагерном восстании в штрафной колонне № 15 Севпечлага. Хотя сейчас очень трудно в подробностях восстановить историю строительства железнодорожной магистрали и сопротивления несвободе ее невольных строителей, но документы и воспоминания очевидцев факты неоспоримые.

Человеческая жизнь бесценна. Убийство невинных людей нельзя оправдать - будь то один человек или миллионы. Но исследователь не может ограничиваться нравственной оценкой исторических событий и явлений. Его долг - воскрешение подлинного облика нашего прошлого. Тем более, когда те или иные его аспекты становятся объектом политических спекуляций. Все это в полной мере относится к проблеме политических репрессий в СССР.

Восстание в штрафной колонне № 15 на Мусюре имело трагический исход для организаторов и участников. Но, тем не менее, дало положительный результат в ряде таких же трагических попыток обрести свободу или заявить о своих правах. Потому что эти восстания показали, система ГУЛАГа экономически не оправдала себя. Заключенные разных национальностей, сопротивляясь системе сталинского террора, сыграли важную роль в её разложении. «Взведенная мина замедленного действия уже тикала в Воркутинской тундре, тайге и степях. До взрыва оставалось всего несколько лет. Воображаемые сценарии решающей битвы между сидящей по лагерям частью народа и режимом, держащим эту часть в неволе, многократно проигрывались в сотнях тысяч голов прежде, чем такая битва стала реальностью. В 1953-1954 годах Норильское, Воркутинское, Кенгирское восстания зрелый протест, удивительно непохожий на предшествующие беспорядочные бунты и побеги, потрясут ГУЛАГ, надломят его силу и запустят обратный отсчет – до амнистии, до реабилитации».


Список литературы

  1. Томаш Кизны фотоальбом. Москва РОССПЭН 2007
  2. Заполярная кочегарка подшивка 1941 – 1947гг. Нацархив РК
  3. Книга памяти Красноярского края
  4. Емелин А., Ивашов Л. ГУЛАГ в годы Великой отечественной войны//военно-исторический журнал.1991 №1.-С.14-24
  5. Разгон Л.Э. непридуманное: Повесть в рассказах.-М,:Книга, 1989.-С. 156
  6. Главное управление лагерей. 1918-1960гг./Серия. Россия ХХ век: Документы под общ. Ред. Яковлева А.Н. ; Сост,: Кокурин А.И., Петров Н.В.-М.:МДФ, 2000.-С.457
  7. Издание: Spiegel Германия Автор: Зольвайг Гроте 31 августа 2010 года
  8. Газета «Заполярье» от 5 августа 2004г
  9. Азаров О.И. Железнодорожные лагеря НКВД (МВД) на территории Коми АССР (1938-1959гг.) диссертация, Сыктывкар 2005
  10. «Заключенные лагерей Воркутинского региона» Центр КАРТА, Варшава. 2001,с. 708-711
  11. Гольберг Р.С. 501-я Тюмень изд. «Тюменский курьер» 2003 издание
  12. Е.В. Маркова, В.А. Волков, А.Н. Родный, В.К. Ясный «Гулаговские тайны освоения Севера» Москва. 2002
  13. Войтловская А. По следам судьбы моего поколения. – Сыктывкар: Коми кн. Изд-во 1991
  14. Клейн А.С., Попов А.А. Заполярная драма // Покаяние: Мартиролог.Т.2, Ч. 1/ Сост. Невский Г.В. – Сыктывкар: Коми респ. Общ. Фонд жертв политических репрессий «Покаяние» 1999.-С. 275 – 300
  15. Печальная пристань / Сост. Кузнецов Л.И. – Сыктывкар: Коми кн. Изд-во, 1991.
  16. Угольная сокровищница Севера: Сб. документов и материалов / Ред.-сост. Захаров В.Д. – Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 1984
  17. Максимова Л.А. Лагеря и индустриальное освоение Севера: На прим. Республики Коми// Вестник СГУ. Сер. 8. Вып. 2. 1997
  18. Морозов Н.А. ГУЛАГ в Коми крае 1929 – 1956. – Сыктывкар: изд-во СГУ, 1997
  19. Морозов Н.А. Сопротивление в ГУЛАГе // Покаяние: Мартиролог. Т.1/Сост. Невский Г.В. – Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 1998. – С. 551 – 563.
  20. М.В. Гецен Город на угле, город в арктике ООО «Коми республиканская типография» 2011
  21. Наталья Старовер Slon.ru-Календарь 20 марта 2014г http://www.sakharov-center.ru/
  22. И. Губерман изд. У-Фактрия 1999
  23. А. Солженицин Москва: Советский писатель - Новый мир. 1989.
  24. Издание: Spiegel Германия Автор: Зольвайг Гроте 31 августа 2010 года.
  25. Кравери М. Кризис ГУЛАГа. Кенгирское восстание 1954 года в документах МВД. // Cahiers du Monde russe, XXXVI (3), juillet-septembre 1995.

Приложения

  1. Маршрут IX краеведческой поисково-исследовательской экспедиции 11-18 сентября 2011г.
  2. Северный железнодорожный ИТЛ, Северо-Печорский ИТЛ.
  3. Исторические фотоматериалы.
  4. Печорлаг – описание, лагпункты на ж/д ветку Хановей –Мульда-Воркута.
  5. Хронология актов сопротивления несвободе.
  6. Карта расположения штрафной колонны № 15, ОЛПов №№ 17,18,19 на Мульде.
  7. Фотографии поисковых работ в экспедиции штрафная колонна Мусюр, ОЛП № 17 Мульда.
  8. Спецдонесение прокурора Северного управления железнодорожного строительства МВД СССР Бубнова начальнику Управления по надзору за местами заключения Прокуратуры СССР В.В. Дьяконову о побеге 66 заключенных из Северо-Печорского ИТЛ.
  9. Лотар Шольц фото, воспоминания.
  10. Газета «Заполярье»от 5 августа 2004г.
  11. Воспоминания Ярослава Степановича Николина.
  12. Е.В. Маркова фото, воспоминания.
  13. А.В. Крикун фото, воспоминания.

Приложение №1

Приложение №1

Приложение № 1 Маршрут IX краеведческой поисково-исследовательской экспедиции 11-18 сентября 2011г.

Условные обозначения:

Маршрут ЭкспедицииМаршрут Экспедиции

Даты ночевокДаты ночевок


Приложение №2

СЕВЕРНЫЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ

ИТЛ(Севжелдорлаг, Севжелдорстрой)

Время существования: организован 10.05.38 [Пр. 090 НКВД от 10.05.38 (1)]; закрыт 24.07.50 (объединен с Северо-Печорским ИТЛ с образованием Печорского ИТЛ) [Пр. 0507 МВД от 24.07.50 (2)].

Подчинен: ГУЛАГ с 10.05.38 [(1)]; ГУЛЖДС (ГУЖДС) с 04.01.40 [Пр. 0014 НКВД от 04.01.40]; СУЛЖДС с 28.04.47 [Пр. 00457 МВД от 28.04.47]; ГУЛЖДС с 06.05.48 [Пр. 00513 МВД от 06.05.48, (2)].

Дислокация: Коми АССР, Усть-Вымский р-н, пос. Княжпогост (Княж-Погост); Коми АССР, Железнодорожный р-н, р.п. Железнодорожный (ныне г.Емва).

Литер: Я с 25.12.45. Телеграфный код: «Сосна».

Адрес: Коми АССР, Усть-Вымский р-н, пос. Княж- Погост, п/я 219; Железнодорожный р-н, пос. Железно- дорожный, п/я 219.

Производство: строительство ж.д. Котлас – Воркута [(1)] (с 14.05.40 – участка Котлас – Усть-Кожва (728 км) Северо-Печорской ж.-д. магистрали [Пр. 00597 НКВД от 14.05.40]), окончание работ на участке ж.д. Коноша – Котлас ликвидированного Севдвинлага (с 04.09.46) [Пр. 349 МВД от 04.09.46] и работы по увеличению пропускной способности участка Вельск – Котлас – Кожва Печорской ж.д. [Пр. 062 НКВД от 05.02.49], обслуживание меха- нического з-да в Княж-Погосте (с 30.09.48) и Котласского мостозавода [Пр. 00102 МВД от 05.02.49]1, производ- ственное и жилищное строительство, подсобные с/х работы2, производство извести на Сырочаевском з-де Севжелдорстроя, кирпича, лесозаготовки [Пр. с-209-ц/0354 МПС и МВД от 07-13.06.49, Пр. 0197 МВД от 20.03.50].

Численность: 01.10.38 – 25 1993, 01.01.39 – 29 405, 01.01.40 – 26 310 (УРО); 01.01.41 – 84 893, 01.07.41 – 66 926; 01.01.42 – 53 344; 01.01.43 – 29 7414; 01.44 –14 757, 01.45 – 12 418, 01.01.46 – 13 546, 01.01.47 –26 599, 01.01.48 – 23 728, 01.01.49 – 29 156, 01.01.50 –27 686 (УРО)5.

Начальники: капитан ГБ Шемена С.И., с 10.05.38 – не ранее 07.01.44; полковник Ключкин И.И., с 04.04.45 по 24.07.50.

Примечания:

  1. Механический з-д 03.05.49 перебазирован в р-н расположения Енисейского ИТЛ и Строительства 503; Котласский мостозавод принят от СУЛЖДС 05.02.49.
  2. На 06.04.49 в составе Севжелдорлага Котласская группа совхозов.
  3. Из них 13 906 осужденных за к/р преступления, 3158 – как СОЭ и СВЭ. 4 Из них 2709 женщин, 17 114 осужденных за к/р преступления. В 1942, 1945, 1947 гг. есть рабочие колонны немцев: на 01.07.42 – 4954 человек, 01.11.42 – 5411; на 01.01.47 – 1130 б. трудмобилизованных немцев, переведенных на спецпоселение. На 01.08.48 – 95 немцев-спецпоселенцев.

СЕВЕРО-ПЕЧОРСКИЙ ИТЛ1

(Севпечлаг, Печорский железнодорожный ИТЛ, Печорский ИТЛ, Печорстрой, Печорлаг)

Время существования: организован 14.05.40 [Пр. 00597 НКВД от 14.05.40 (1)]1; закрыт 24.07.50 (Печорстрой слит с Севжелдорстроем) [Пр. 0507 МВД от 24.07.50 (2)].

Подчинен: ГУЛЖДС с 14.05.40 [(1)]; СУЛЖДС с 28.04.47 [Пр. 00457 МВД от 28.04.47 (3)]; ГУЛЖДС с 06.05.48 [Пр.00513 МВД от 06.05.48 (4),

Дислокация: Коми АССР, Кожвинский р-н, с.Абезь; ст. Печора Северо-Печорской ж.д.

Литер: АА с 25.12.452. Телеграфный код:«Звезда».

Адрес: Коми АССР, с.Абезь, п/я 274; ст. Печора Северо-Печорской ж.д., п/я 274.

Производство: строительство участка ж.д. Котлас– Воркута от Усть-Кожвы до Воркуты [(1)], окончание работ ликвидированного Заполярлага [Пр. 00185 НКВД от 25.01.42] и работы по достройке и увеличению пропуск- ной способности Печорской ж.-д. магистрали на участках Кожва–Воркута, Воркута–Хальмер-Ю, Хановей– Шахта № 7 [Пр. 062 МВД от 05.02.49 (5), Пр. 001311 НКВД от 24.10.44 (6)], строительство первых 40 км ж.д. ст. Чум– порт на м. Каменный (Обская губа) (с 28.04.47 по 06.05.48) [(3), (4)], строительство верфи в р-не Печоры, судостроит. з-да и причалов в г. Печора, судоремонтного пункта, угольных складов, эл.-ст., жилья (в том числе в Нарьян-Маре), производство извести на Джинтуй ском з-де, кирпича, лесозаготовки, обслуживание авто-ремонтного з-да № 4 ГУЛЖДС[(6), Пр. 0332 МВД от 15.04.50, Пр. 0197 МВД от 20.03.50, Пр. 04 НКВД от 07.01.44], с/xработы (Котласский с/х отдел Печорлага) [Пр. 0175 НКВД от 29.06.45]4.

Численность: 01.07.40 – 3851 (УРО); 01.01.41 – 34 959, 15.06.41 – 91 664; 01.01.42 – 102 354; 01.01.43 – 58 8255; 01.44 – 23 019, 01.45 – 33 598, 01.01.46 – 34 826, 01.01. 47 – 56 6156, 01.01.48 – 47 8157, 01.01.49 – 39 436, 01.01.50 – 42 028 (УРО).

Начальники: Большаков Г.П., с 14.05.40 – 25.12.408; врио нач. – майор ГБ Чесноков С.А. ? – по 30.04.41 (упом. 03.03.41)9; нач. – Потемкин Н.Ф., с 30.04.41 – ? (упом. 21.02.42)10; подполковник в/с Успенский Д.В., с 25.01.42 по 05.09.42; старший лейтенант ГБ (майор ГБ, полковник) Барабанов В.А., с 05.09.42 по 26.12.46; майор (подполковник) Боровицкий А.И., с 26.12.46 по 14.07.5011; врио нач. – Касперович И.И. (упом. 24.06.50).

Доп. сведения: 25.01.42 объединен с Заполярлагом с сохранением названия Северо-Печорский (Печорский) ИТЛ. Примечания: 1 В пр. об организации название – Печорский ИТЛ. В дальнейшем в документах употребляются оба названия. 2 17.11.50 лит. обозначение «АА», ранее принадлежавшее Севпечлагу, сохранено за организованным на его базе Печорским ИТЛ. 3 До 07.01.44 – Печорский авторемонтный з-д Печорлага.4 Организован для руководства Котласской группой совхозов после ликвидации Котласского сельскохозяйственного ИТЛ. 5 Из них 1874 женщины, 22 327 осужденных за к/р преступления.




Приложение №5

Хронология актов сопротивления несвободе.

  1. 1942 24 января - 28 февраля - восстание заключенных лагпункта «Лесорейд» Воркутлага в Усть-Усинском р-не Коми АССР. Восстание началось утром. Поскольку у охраны и вольнонаемных работников лагпункта был выходной день (суббота), начальник лагпункта М. Ретюнин, воспользовавшись уходом охранников в баню, разоружил дневального и забрал 12 винтовок, 4 нагана и 1780 патронов к ним. Затем охранников выгнали из бани и заперли в овощехранилище. Ретюнин собрал заключенных и объяснил цели и задачи восстания - захват райцентра, продвижение по трассе железной дороги Котлас - Воркута, чтобы поднять все лагеря в Коми ACCR уничтожить лагерную администрацию. После собрания 109 повстанцев двинулись через р.Уса к с.Усть-Уса, до которого было не более 5 км. На окраине разбились на группы и по заранее составленному плану атаковали РО НКВД, отделение связи и отделение госбанка. Во время боя подоспели 15 стрелков охраны из соседнего лагпункта «Паля-Куръя» с пулеметом и выбили восставших из села. К этому времени были убиты 14 и ранены 11 человек из состава РО НКВД, отделения госбанка и др. Из повстанцев погибли 9, ранен один и захвачены в плен 37 человек, к которым позже присоединился еще 21 заключенный, сдавшиеся добровольно. М. Ретюнин ушел вверх по Печоре в направлении п. Кожва, захватив в Усть-Усе 9 винтовок, 7 наганов, 2 маузера и 2 пистолета ТТ. 28 февраля в районе Усть-Усинского оленьего совхоза повстанцы дали последний бой преследователям, которые потеряли 16 человек убитыми и 7 ранеными. Потери заключенных составили 16 человек. Оставшиеся разбились на мелкие группы и одна за другой были уничтожены. Руководители восстания М.Ретюнин и Дунаев застрелились. Восстание обреченных // Молодежь Севера. 1991, 6 и 13 мая .
  2. 1942: «летом 1942 года вспыхнуло вооружённое восстание на трассе железной дороги Сейда - Лабытнанги (стройка 501). Власти отвечали на эти выступления ужесточением карательных мер, режима содержания заключенных. 30-го декабря 1944 года было принято решение об организации особых лагерных судов, которые могли бы быстро осуществлять репрессии в отношении заключённых (в 1947 году все лагерные суды на территории Коми республики были распущены - их деятельность не принесла ожидаемых результатов)» .
  3. 1945 июнь - 1947 май - оперчекистский отдел Воркутлага организовал следственное дело о подготовке политзаключенными восстания в Воркутлаге осенью 1941 г. Сценарий дела был типичным: террористическая группа антисоветски настроенных заключенных, связанная с московским шпионским центром, готовила разоружение лагерной охраны и поход на Москву для соединения с немецко-фашистскими войсками. Подпольное контрреволюционное правительство, созданное из воркутинских политзэков, готовилось на немецких штыках возглавить верховную власть в стране. Все большевистское руководство СССР подлежало физической ликвидации. 13 июня 1945 г. по этому делу в Воркуте был арестован А.И. Папава, бывший ректор пединститута в г.Кутаиси, осужденный ОСО в октябре 1936 г. на 5 лет лагерей по ст. 58-10 УК РСФСР и освободившийся из Воркутлага в октябре 1941 г. 23 месяца арестованный провел в следственном изоляторе. Следственное дело уже составляло 14 объемистых томов с признаниями 17-ти обвиняемых - политзаключенных довоенного набора, среди которых был и министр колчаковского правительства Капушевский. Решением ОСО двое «главарей» мифического заговора получили по 10 лет лагерей, остальные - по 8 лет. Осужденных отправили из Воркутлага в другие места лишения свободы. А.И. Папава попал в Вятлаг, оттуда в январе 1950 г. - в Особый Минеральный ИТЛ (п.Инта), на 5-е лаготделение (ст.Предшахтная).
  4. Антонов-Овсеенко А. Враги народа. М.: Интеллект, 1996. С.142-145.1
  5. 1947: Акции протеста работников подневольного труда с выдвижением экономических требований потрясли до основания лагерную систему Коми АССР. Одно из самых мощных восстаний ("массовое самовысвобождение заключённых") относится к 1947, когда восстали строители железнодорожной ветки Чум-Лабытнанги. Восставшие, среди которых преобладали бывшие солдаты и офицеры ("окруженцы"), двигались в сторону Воркуты, намереваясь поднять на восстание заключённых Воркутлага, однако были рассеяны заградительными отрядами. Оставшихся в живых повстанцев (ок.100 чел.) отправили в штрафные лагерные отделения Воркутлага .
  6. 1948: произошло крупное восстание заключенных обского лагеря. В самой Воркуте сил для подавления не было, пришлось обращаться за помощью в Москву. Ситуация была критической- эвакуировали семьи работников лагерной администрации, жгли архивы… Авиация, танки и истребительные отряды уничтожили повстанцев в 60 км от Воркуты. 120 человек уцелевших отправили на штрафной лагпункт цементного завода, где они погибли от голода, холода и непосильного труда .
  7. 1949: арестованы участники подпольной группы сопротивления (литовцы, латыши, эстонцы
  8. 1952 6-7 октября - военным трибуналом войск МГБ Коми АССР в г.Воркута было рассмотрено дело повстанческой антисоветской организации политзаключенных Речлага (дело Тутченко - Озерского). Обвиняемые проходили по статье 58-2, 58-10, 58-11 УК РСФСР и обвинялись в том, что с лета 1949 г. на третьем лаготделении Особого лагеря № 6 («Речного») вели антисоветскую агитацию, клеветали на советский строй, писали листовки, брошюры и письма контрреволюционного содержания в духе украинского буржуазного национализма. Г.М. Озерский весной-летом 1952 г. вел дневник, в который заносил секретные данные о комбинате «Воркутуголь». Обвиняемые были приговорены к 25 годам лишения свободы каждый с последующим поражением в правах на 5 лет. Определением военного трибунала Беломорского военного округа в августе 1955 г. часть обвинений была снята.
  9. МАРК, ф.1168, оп.1, д.1405, лл. 1-60.1
  10. 1952 16 октября- военный трибунал Беломорского военного округа приговорил большую группу политзаключенных Воркутлага по статье 58-8 и 58-10 УК РСФСР (сочинение листовок, рассказов, дневников контрреволюционного содержания) к высшей мере наказания и большим срокам лишения свободы (дело И.Г. Паламарчука). НАРК, ф.1168, оп.1, д. 1049, лл.1-441.
  11. 1953 5 марта - скончался И.В. Сталин - создатель и вдохновитель ГУЛАГа.
  12. В лагерях смерть тирана была встречена с ликованием. Я.И. Бричко, бывший политзаключенный 3-го лаготделения Минлага, вспоминает, как во время следования 300 заключенных из шахты № 9 кто-то крикнул: «Хорошо, что сдох палач!». В ответ на это восклицание охранники открыли огонь из автоматов по колонне. 9 шахтеров были убиты и 31 ранен.
  13. Адуева В. Обратный адрес - ГУЛАГ// Искра. 1999. 30 октября.
  14. 1953 21 - 31 июля- массовая забастовка заключенных Воркутлага и Речлага. По свидетельству бывшего узника Речлага Джозефа Шолмера, в лагерях Воркуты действовали многочисленные и хорошо законспирированные подпольные организации сопротивления. Они создавались по национальному, земляческому, принципу. Каждая организация имела постоянное ядро организаторов, которые занимались сбором информации, политической оценкой происходивших в стране и лагере событий, разработкой военных планов на случай восстания. Они прослушивали радиопередачи (в том числе западных радиостанций), читали все газеты и журналы, которые можно было достать в лагере, готовили бюллетени новостей со своими комментариями, распространяли их среди заключенных. Эта деятельность очень походила на работу организаций сопротивления в немецких концлагерях 1933 - 1945 годов. В "массовом саботаже" приняли участие до 10 тыс. заключённых. Они требовали улучшить условия труда и быта, пересмотреть приговоры политическим узникам. Поводами для выступлений обычно служили превентивные аресты, преследования верующих, аварии на шахтах с человеческим жертвами, противоправные действия охраны и др. "Саботажники" несли наказание. По разным сведениям, число погибших во время этих 10 дней составило от 120 до 300 человек).
  15. ШолмерД. Воркута. Пер. с англ. Машинопись//ГАРФ, ф.9414, оп. 1, д. 1799.1
  16. 1953: всего за 1953 заключёнными Речлага (Воркута) было совершено 4815 нарушений режима содержания и распорядка лагерной жизни, из них 165 хулиганских действий и 6 "бандпроявлений" против 1381 случая, в т.ч. 131 отказа от работы в 1949.
  17. 1954: акции протеста против трудных условий жизни и работы продолжались. Особенно много стало отказников от работы - до 200-300 ежедневно (в 1952 - было по 5-6 человек).
  18. Повсеместно уничтожались заключённые, сотрудничавшие с администрацией и оперативно-чекистскими отделами ("стукачи"). Поджигались или разрушались штрафные бараки и карцеры. В ряде мест заключённые блокировали бараки и производственные зоны, не допуская в них представителей лагерной администрации.
  19. 1954г.: в отделении №15 Речного лагеря МВД СССР, как сообщала администрация, «украинские националисты начали вести активную подготовку к восстанию в лагере», «отдельные националистические группы вызвали забастовки и восстания», отмечались «участившиеся случаи диверсий и бандитизма».

Приложение №6

Карта расположения штрафной колонны № 15, ОЛПов №№ 17,18,19 на Мульде.

Приложение №6



Приложение №8

№ 54
Спецдонесение прокурора Северного управления железнодорожного строительства МВД СССР Бубнова начальнику Управления по надзору за местами заключения Прокуратуры СССР В.П.Дьяконову о побеге 66 заключенных из Северо-Печорского ИТЛ

19 июня 1948 г.
Секретно

пос. Абезь
Начальнику Управления по надзору за м[естами] з[аключения]
Прокуратуры Союза ССР
государственному советнику юстиции 2-го класса т. Дьяконову

5 июня 1948 г. на штрафной колонне № 15 5-го строительного отделения Севпечлага МВД СССР станц. Мусюр, около 13—14 часов дня, заключенные штрафники обезоружили охрану и совершили побег в количестве 66 человек.

Во время обезоруживания охраны убиты: помощник командира взвода ВСО ПЕТРОВ, вольнонаемные солдаты СЛЮСАРЕНКО и КИЧКО, надзиратель БУЖАЕВ, подрывник спецпоселенец САНДАЛОВ, самоохранник ИЕРУСАЛИМОВ, банщик заключенный ЧЕРЕВКО, бригадир заключенный НЕЧАЕВ, ранены командир взвода ВСО КЛИМОВ, самоохранники СМИРНОВ, КОНДРАТЮК и заключенный ЖАРБЕНКОВ.

Организаторами обезоруживания и побега являлись заключенные МИНКИЕВИЧ Дмитрий Михайлович, отбывающий наказание по ст.ст. 180 и 59-3 УК РСФСР сроком на 10 лет, и СУШКОВ Яков Иванович, осужденный по Указу от 4 июня 1947 г. сроком на 15 лет. Эти лица во время работы бригады на полотне жел[езной] дор|оги] обезоружили их охраняющих самоохранников, отобрав у одного винтовку и у второго автомат, и затем обезоружили в зоне самоохранников, стоящих на вышках колонны, и самоохранников, и охранников, находящихся в общежитии, которых, как указано, часть убили и часть ранили, а затем, вооружившись 12 винтовками, одним автоматом и одним наганом, бежали из колонны в количестве 66 человек. По всему ходу этого побега заключенных сопротивления им как со стороны охраны, а так же и со стороны самоохраны оказано не было, так как в данном случае ни одного убитого и ни одного раненого из числа бежавших заключенных в период начального* побега не было. В 2 часа ночи 6 июня 1948 г. на место происшествия прибыли: мой заместитель по Севпечлагу т. ЕРМИШКИН, начальник 1-го отдела т. ЖЕЛТЯКОВ, заместитель начальника политотдела т. ЛЮБАЕВ и начальник ВСО т. НИКИТИН. Эти лица на место происшествия прибыли из Печоры (проездом на место происшествия 500 км) с вооруженным отрядом, и этого же числа этот побег в основном был ликвидирован, а именно:

Бежавшие заключенные 66 чел. разбились на две группы, одна из них в количестве примерно 30 чел., вооружившись одной винтовкой, бежала по направлению г. Воркуты, которая этого же числа была задержана Воркутинским отрядом ВСО, где один из бежавших (вооруженный винтовкой) был убит. Шесть человек из бежавших возвратились сами. Вторая группа, вооруженная одиннадцатью винтовками, одним автоматом и одним наганом, этого же числа была обнаружена от места побега примерно в восьми километрах, при задержании которой последняя оказала вооруженное сопротивление, и в результате этого сопротивления 20 чел. бежавших было убито, и в этом числе убитых оказались убитыми организаторы побега СУШКОВ и МИНКЛЕВИЧ, а остальные сдались, т.е. были задержаны.

На 15 июня 1948 г. из числа бежавших 66 чел. не задержано всего 3 чел. Список бежавших, как задержанных, а равно убитых при задержании с краткими установочными данными, прилагаю**. Скорейшей ликвидации указанного побега заключенных способствовали ВСО Воркутлага и самолеты, которые все время курсировали и этим самым мешали побегу, и то, что один из бежавших (сведен под силой оружия) вернулся и сообщил местонахождение бежавшей вооруженной группы, т.е. этот бежавший привел вооруженный отряд ВСО к местонахождению бежавшей вооруженной группы, из которой при задержании, как указано***, 20 чел. было убито. При задержании этих бежавших из военизированной охраны пострадало два человека. Один ранен (легко) штыком в шею и второй офицер тяжело ранен, который при доставлении в лазарет станц. Хановей умер.

Все задержанные из бежавших доставлены на станцию Печора, ведется следствие 1-м отделом под наблюдением т. ЕРМИШКИНА.

Прокурор Северного управления жел[езно]дор[ожного] строительства МВД СССР старший советник юстиции Бубнов****

Резолюция: Написать т. Серову за подписью т. Болдырева. 30/VI. Дьяконов58. ГА РФ. Ф. Р-8131. On. 37. Д. 4548. Л. 106-107. Подлинник.

*Слово «начального» вписано от руки
**См.: ГА РФ. Ф. Р-8131,Оп. 37.Д.4548.Л.108-110
*** Слова «как указано» вписаны от руки.
**** Документ подписан заместителем прокурора, фамилия неразборчива.



Приложение №10

Приложение №10


Приложение №11

В ярких подробностях о восстании рассказывает участник этих событий, заключенный штрафной колонны № 15 Ярослав Степанович Николин. Он в девятнадцать лет осужден по 58-й ст. сроком на 20 лет лишения свободы как украинский националист:

«Лидеров восстания Николин называет «старыми фронтовиками» и в тоже время «нечистью». В ситуации лета 1948 года это означало, скорее всего – уголовников, побывавших на войне и тем самым нарушивших «воровской закон», после чего, оказавшихся в лагерях, они могли позволить себе и другие нарушения, в частности, занятие выгодной должности бригадира. К такому персонажу принадлежал Сушков, жестокость которого Николин испытал на себе в 13 колонне. Со вторым зачинщиком Минкиевичем – Николин Знаком не был. Днем 5 июня, когда бригада, работавшая на строительстве железнодорожного полотна в районе Мусюра, разоружила охрану, Николин спал в бараке после ночной смены. О том, как именно развивались события за периметром зоны, он узнал позднее из рассказов очевидцев. Сам он стал участником более поздних событий, а именно захват участниками восстания лагеря, пришедшими с наружи. В барак ворвался один из заключенных и командным голосом потребовал соблюдать дисциплину и выстроиться все в линейку. Тогда впервые прозвучали грозные слова «вооруженное восстание». По приказу все заключенные выстроились в середине зоны. Перед нами стояли несколько вооруженных человек, среди которых был бригадир 13-го лагпункта Сушков. У него всегда был устрашающий вид, а сейчас он вообще стал похож на зверя. Один из зачинщиков – низкорослый худой мужчина средних лет – тут же начал речь. «Братцы,- крикнул он, - хватит быть сталинскими рабами! Давайте все на свободу! Может, мы и погибнем, зато на свободе».

Колонну охватил хаос. В зоне начался грабеж, убийства, люди превратились в бешеных собак. Разграбив кухню и каптерку, заключенные начали покидать зону. Помимо крупных групп беглецов за периметр вырвалось еще много одиночек, в основном это были люди с большими сроками заключения – как уголовники, так и «политические», для которых побег был Единственным, пусть призрачным шансом обрести свободу. В зоне остались только воры, карманники с малым сроком, для которых колония была домом родным, и те, кто надеялся на амнистию. В этой кутерьме Ярослав, ни морально, ни физически не готовый к восстанию и побегу, совершенно потерял голову. Общей волной его вынесло из лагеря, и он побежал один в тундру, не зная местности, не имея ни малейшего представления о том, как ему быть дальше. Однако от слабости и охватившего его страха он не смог далеко уйти и, в конце концов, на следующий день вернулся в зону. Около двух суток зона простояла с опустевшими вышками, с открытыми настежь воротами. Никто не убирал тела убитых. Заключенные, не ушедшие в побег, покорно ждали своей участи. Что происходило в это время с беглецами, Николин не знал. Уже вернувшись в свой барак, он услышал в небе гул самолета, но больше он не видел и не слышал ничего. Все кто находился вне зоны, были уничтожены. Расстреливали их на подходе к лагерю и в тундре с самолетов – этот его рассказ, об участи бежавших основывается на чужих словах. Дальше Николин вспоминает так: лагерь был оцеплен солдатами только на третий день, то есть 7 июня. На вышках вновь появилась вооруженная охрана. Под мелким холодным дождем раздетых донага заключенных выгнали за периметр. Очевидно, в это время производился обыск всей территории колонны, после чего людей по одному запустили обратно. На счастье Николина, тот факт, что он покидал зону, не был зафиксирован, никто не выдал его, и ему не предъявили обвинения в побеге. А затем в лагерь стали привозить для опознания трупы беглецов. Это продолжалось несколько дней; среди убитых был и Сушков. Тела своего бывшего бригадира Николин не видел, но слышал, что Сушкову выкололи глаза. Опознанные тела, по словам Николина, бросали в тундре без погребения. Впрочем, единственный раз, когда он сам принимал участие в процедуре опознания, заключенные с разрешения конвоира все-таки смогли похоронить убитого товарища. По рассказам тех, кто присутствовал на суде в Печоре в качестве свидетелей по делу о вооруженном восстании, группа зачинщиков восстания была задержана в районе Уральских гор войсками и почти полностью уничтожена. Некоторым особо опасным бунтовщикам надели цепи на руки и увезли в Воркуту.

Воспоминания Я.С. Николина опубликованы в статье Натальи Самовер «Что же было на Мульде? Легенда о лагерном восстании» Slon.ru-Календарь