Голосование

Хотели бы вы пойти с нами в поход?
 

 

Яндекс.Погода
Главная Наши работы Мисс тундра
Индекс материала
Мисс тундра
Мои корни
Наш образ жизни
Одежда оленеводов
Праздники
Заключение
Ресурсы и источники
Фотогалерея
Все страницы

Мисс тундра

Я, Ледкова Алла Борисовна, родилась в конце прошлого столетия, в 1999 г. в семье оленеводов коми. Корни моей родословной уходят в город Салехард, село Ижму и поселок Сивая Маска Воркутинского района. У нас большая и дружная семья. Нас у папы с мамой шесть детей: пять дочерей и сын. Большеземельская тундра стала моим домом, а кочевой образ жизни - нормой. И я люблю свой дом! Какова бы ни была тундра в своих отдаленных районах – она обладает способностью зачаровывать человека. Чем? Величием безбрежного простора, разнообразием красок в яркий солнечный день и, конечно же, своей свободой, ширью и волей. Тундра, как море, манит к себе человека. О ней поет свои песни кочевник, о ней мечтаю сейчас я, потому что живу и учусь в городе, но как только выпадает возможность, еду в свой дом – чум в тундре.

С молоком моей матери пришло понимание, что олень - это самое главное в жизни оленеводов: это и одежда, и обувь, и еда, и деньги, и средство передвижения, и увлечение. Без оленя оленевод - ничто.

В семейных бригадах оленеводов преемственность опыта по обслуживанию оленьих стад осуществляется уже много веков, из поколения в поколение. Также, из поколения в поколение, в нашей семье передаются знания о предках: бабушках, дедушках. Сохраняются и семейные традиции- все лучшее, что накоплено многовековым опытом моего рода.

Сейчас я учусь на 2 курсе Воркутинского горно-экономического колледжа по специальности «Право и организация социального обеспечения». После окончания колледжа буду юристом. У меня есть мечта применять свои знания на пользу оленеводов, обеспечивать им правовую поддержку.

Актуальность моей работы в том, что история моей семьи передается через рассказы и живое общение, но устные рассказы и предания недолговечны, многое со временем утрачивается, а я не хочу, чтобы моя история в будущем исчезла бесследно.

Цель: Этой работой я хочу сохранить наиболее ценный материал об истории семьи для будущих поколений.

Задачи:
- Составить список родственников, «нарисовать» генеалогическое древо моей семьи.
- Собрать материал о традициях культуре, работе моих родственников путем опроса, бесед с родственниками.

Новизна работы в том, что я оставлю возможность детям и внукам продолжить эту работу по накоплению семейного архива.

Практическая значимость данного исследования в том, что я стану хранительницей истории своего рода, смогу рассказывать родственникам о предках, лучших традициях, жизни, быте и культуре моей семьи.


Мои корни

Правильно составить родословную - задача достаточно сложная, а без соответствующих знаний практически невыполнимая. Есть различные варианты составления родословной: от предка к потомку или от потомка к предку. Я выбрала смешанную восходящую родословную. Смешанная, потому что в ней записываются родственники по линии отца и матери, восходящая, потому что запись начинается от современников к более отдаленным поколениям.

Родословная (мамина линия)

Известно, что отец прапрабабушки Прокопий прожил 99 лет и похоронен в поселке Сивая Маска. Прапрабабушка Татьяна ( о ней ничего не известно, есть только фото № 3.

Прабабушка Терентьева Марьяна Прокопьевна (фото №1, 10, 14) родила 12 детей, награждена медалью "Материнства". Детей рожала в тундре, к сожалению, выжили не все, осталось 9 детей, один из них был инвалидом. Женщины рожали в тундре или в чуме, не все дети выживали, некоторые умирали при родах. При любом удобном случае женщины старались не рожать в чуме, уходили в тундру. Большую роль играли скромность и чувство стыда, так как в чуме жили все вместе: родители, муж, работники - пастухи, дети. Из поколения в поколение передается большое почтение и уважение к мужчине как к старшему в семье, кормильцу. Женщина была обязана сделать все, чтобы мужчина после тяжелого труда в стаде был накормлен и у него была возможность комфортного отдыха. Марьяна Прокопьевна сама была инвалидом, не видела на один глаз. Поэтому и вышла замуж поздно, в 25 лет, за вдовца.

Прадедушка - Чупров Иван Николаевич(фото № 2). Известно, что Иван Николаевич родился в селе Ижма. Его семья была раскулачена и выслана «за Урал». Пасли оленей в Ямало – Ненецком округе, в районе реки Лагорты. Большой дом у них был отобран, и в нем потом долго располагалась школа.

Дети:
Агния - это мама моей мамы(фото №13). Филипп был холост, трагически погиб в молодом возрасте. Варвара свою жизнь с оленеводством не связала, она живет в городе Кирове. Александр занимался оленеводством. Мария. Николай трагически погиб в молодом возрасте(фото № 12), его молодая жена умерла при родах. Михаил. Василий - инвалид детства. Герман с оленеводством свою жизнь не связал, живет и работает в Воркуте. У него трое детей. Последней, Розы, уже нет в живых, похоронена она в Сивой Маске.

Прабабушка Терентьева Домна Тихоновна(фото № 7) (в девичестве Вокуева) - мама отца моей мамы Лидии Николаевны. Известно, что она всю жизнь проработала в тундре, помогала пасти оленей. Прожила 76 лет. Моя мама помнит, как бабушка попрощалась со всеми в чуме, благословила всех и ушла пешком в Сивую Маску, там умерла и похоронена. Два брата Домны Тихоновны погибли, защищая Родину в Великую Отечественную войну. Один - в первые дни войны в Брестской крепости, второй - уже в боях в Белоруссии.

Прадедушка - Терентьев Егор Алексеевич (фото № 6). Известно, что он был сиротой и с 7 лет батрачил у зажиточных оленеводов. Упорство и трудолюбие позволило ему встать на ноги, заработать оленей, отделиться, жениться. Всю жизнь трудился в тундре – смотрел оленей. Во время Великой Отечественной войны в 1942 году был призван в 31 отдельную олене-лыжную бригаду Карельского фронта. Егор Алексеевич воевал со своими оленями и упряжкой. Вывозили раненых бойцов с линии фронта и доставляли на передний край оружие и боеприпасы. Война для него закончилась в 1944 году. Похоронен в Сивой Маске.

У них было семеро детей: три сына и четыре дочери.

Бабушка - Терентьева Агния Ивановна(фото № 13) (1947-2007). Родилась в селе Ижма. У неё до сих пор в селе сохранился дом. Вышла замуж в 17 лет. Муж оказался однофамильцем, поэтому даже не пришлось менять фамилию, просто поставили печать в паспорте. Бабушка всю жизнь прожила в чуме, работала чумработницей (в оленеводстве существует такая профессия).

Дедушка - Терентьев Николай Егорович(фото №5,8,11,14) (1940-1990). Родился в поселке Сивая Маска. Всю жизнь жил в тундре, работал пастухом (также профессия оленеводов – мужчин)

Мамина сестра, Терентьева Елена Николаевна, 1965 года рождения, сейчас на пенсии, живет в городе Воркуте.

Ее муж, Терентьев Павел Алексеевич, 1958 года рождения, сейчас тоже на заслуженном отдыхе.

Их дети:
Терентьев Максим Павлович работает в тундре в 5 бригаде у Филиппа Алексеевича Ледкова.

Чупрова (Терентьева) Антонина Павловна вместе с мужем Григорием занимаются оленеводством.

Терентьева Евгения - студентка Воркутинского горно-экономического колледжа.

Моя мама Ледкова (Терентьева) Лидия Николаевна родилась в 1967 году(фото №9,13,17,24,37). Окончила 8 классов в школе - интернате для детей оленеводов в Воркуте. Этот интернат существует и в настоящее время, в нем учились и учатся дети оленеводов. 9 класс Лидия Николаевна закончила в вечерней школе, так как после восьмого класса вернулась в чум, в оленеводство. Замуж вышла в 17 лет за моего папу, Ледкова Бориса Алексеевича, которому на момент женитьбы был 21 год(фото № 16). Мой папа уже больше 20 лет работает бригадиром.

В 1987 году родился мой старший брат Ледков Алексей Борисович(фото №40). Работает в бригаде отца с 12 лет пастухом. В школе-интернате закончил 4 класса и вернулся в чум, в тундру. Нежелание учиться объяснил тем, что не представляет своей жизни без оленей. Он главный наследник моих родителей. В стаде бригады у него пасутся и собственные олени. Отец сделал для него личный пас. Алексей сам клеймит своих оленей.

В 1985 году родилась дочь Юлия, сейчас она Чупрова Юлия Борисовна, вышла замуж за Чупрова Григория Петровича(фото №19). Оба работают в бригаде отца Бориса Алексеевича. Юля – чумработницей, Григорий – пастухом, причем бригадир отзывается о нем как об очень хорошем работнике. У них пять детей, живут с ними в чуме: Ксения, Дарья, Анфиса, Владлена, а в 2016 году наконец родился наследник – сын Максим.

Когда Лидия Николаевна и Борис Алексеевич узнали, что их дочь выходит замуж за Григория и уходит за мужем в другую бригаду к Чупровым, ей было подарено приданное, по меркам оленеводов, очень богатое: женские нарты, 5 оленей в ездовую упряжку и 4 оленя для того, чтобы таскать грузовые возы. Также молодая семья получила балаган в чум (своеобразный полог в чуме, который на ночь опускается и служит в наших понятиях отдельной комнатой), постельное (специальные оленьи шкуры, на которых спят), овчинное одеяло, 2 малицы, 2 пары пим, 4 сарафана. Юлия и Григорий до 2012 года работали в 7 бригаде, но потом эту бригаду расформировали.

В 1989 году родилась дочь Татьяна. Она не пошла по стопам родителей: вышла замуж за Горбачева Александра Анатольевича, русского, который оленеводством не занимается. Татьяна окончила школу, техникум сервиса и торговли. Пока не работает, воспитывает маленьких детей - Алену, Милану и Снежану.

У меня еще есть две младшие сестренки: Ангелина (учится в 5 классе) и Мария (учится в 3 классе). ( Фото № 38, 39)

У мамы есть еще одна сестра, Павла Николаевна, которая вышла замуж за родного брата моего отца Филиппа Ледкова(фото №34). Филипп - бригадир 5 бригады. Всей семьей они занимаются оленеводством, кочуют по соседству с нами. Семья также многодетная: дочь Елизавета – замужем, живет и работает в чуме; дочь Софья Хозяинова (по мужу), ее муж Хозяинов Антон Васильевич, дети - Валерия и Денис (все живут в чуме, работают в бригаде отца, Филиппа Алексеевича); сын Николай и его жена Юлия, сын Виталий (работают в оленеводстве, живут в тундре); дочери Вероника и Фаина, сыновья Даниил и Тимофей.

Родословная (папина линия):

О родственниках по папиной линии я знаю меньше. Вот все, что мне удалось узнать от папы.

Прадедушка - Ледков по национальности ненец родом из Обдорска.

Прабабушка - Ледкова (в девичестве Канева) Римма по национальности коми.

Бабушка Ледкова Анастасия Даниловна (известно, что у нее был брат Канев Яков Данилович).

Дедушка, Ледков Алексей Николаевич( фото № 4), по национальности ненец. Он умер очень рано, в 45 лет. У него были братья и сестры: Ефим, Гурей, Миланья, Мария, Анна.

У Анастасии Даниловны и Алексея Николаевича родились дети: Валентина, Евдокия, Борис (мой папа), Филипп, Григорий, Владимир, Римма.


Наш образ жизни

Оленеводство – это не просто одна из отраслей народного хозяйства. Это образ жизни коренных народов Севера. Оленеводство консолидирует и сохраняет самобытную этнокультуру и преемственность поколений. Оленеводческое хозяйство относится к одному из древнейших занятий населения тундры.

«Живя в благоустроенных городских квартирах или в бревенчатых сельских хороминах, люди довольно слабо представляют, как это неутомимые путешественники – оленеводы с семьями зимой и летом могут жить в тундре… Там где нет ни дорог, ни автобусов, ни домов с горячей и холодной водой, с газом и электричеством, с теплым туалетом…. А лес из карликовых березок настолько низок, что обитатели тундры грибы подберезовики называют надберезовиками», потому что иной гриб выше крохотного деревца. Взрослые и дети – большие и маленькие живут своей обыкновенной и в тоже время – особенной жизнью… Живут в согласии с окружающим миром, стойко переносят трудности пути, радуются своим радостям и огорчаются незадачам. Главная опора и забота людей в тундре – это олени. Смышленые лайки – их друзья помогают им охранять и пасти стада».

В городе в настоящее время действует один оленеводческий совхоз, в котором большая часть работников - коми, есть и ненцы. Представители последних чаще встречаются среди оленеводов - частников. Все мои родственники входят в производственно - сельскохозяйственный кооператив «Оленевод», руководителем которого является Пасынков Сергей Георгиевич. ( фото № 36)

В бригаде, которую возглавляет мой отец, есть частные олени, это наша основная прибыль. А также в бригаде есть олени кооператива "Оленевод" и олени других частников, общее количество оленей – 3500 голов, 450 из которых – это личные олени отца. Бывали годы, когда поголовье доходило и до 6000 оленей. Количество оленей обязательно регулируется в зависимости от состояния пастбищ, количества ягеля в тундре и количества работников в бригаде. Сейчас в бригаде отца с оленями работают сам Борис Алексеевич, его брат Григорий, сын Алексей, зять Григорий, Александр Лаптандер. Он ненец, сирота, поэтому Ледковы воспитывают его как родного сына. В чуме работают Лидия Николаевна и дочь Юлия. Там же со взрослыми живут дети, которые еще не пошли в школу.

Оленеводы различают своих оленей по пасу – специальному клейму на ухе животного. У каждого бригадира или частника, имеющего свое стадо, есть свой родовой пас, который передаётся поколениями - от отца к сыну.

Особенностью оленеводства является круглогодовой выпас животных под надзором пастухов и оленегонных собак. По тундре оленеводы передвигаются на санях (нартах). Применяют легковые и грузовые нарты.

Чтобы выловить с помощью аркана нужных животных для упряжки, делают специальный загон (Ер), используя для этого нарты.(фото № 29)

Олень питается лишайником - ягелем. По мере истощения кормовых запасов приходится менять пастбища. Маршрут нашего оленьего стада проходит от района станции Сейда до побережья Карского моря. И так каждый год: весной - к морю, осенью - обратно. Во время кослания к побережью все бригады оленеводов собираются в местечке фактории на реке Воркута на кораль. Здесь производится подсчет оленей, как совхозных, так и частных. Всех животных прививают вакциной, чтобы избежать различных заболеваний.

Путь к морю очень тяжелый, ведь приходится преодолевать множество сложных препятствий: это и реки, и болота. С оленьим стадом кочуют и пастухи с семьями. К условиям кочевого образа жизни приспособлено разборное жилище - чум, конусообразное сооружение, остов которого состоит из 45-50 жердей(фото №28). Зимой чум укрывают в два слоя покрышками - нюками из шкур оленя. Для трех нюков необходимо 100 оленьих шкур. Эти шкуры сначала вручную выделываются, подстригаются и сшиваются. На его изготовление у женщин уходит больше месяца. За покрышкой из шкур тщательно следят и постоянно ремонтируют, обновляют. Летом на чум одевается более легкая покрышка - из брезента. В центре чума раньше разжигали костер, сейчас растапливают железную печь. Над очагом укрепляют планку с крюком для чайника или котла, по обе стороны от печи располагаются спальные места - «балаганы», напротив входа – иконы (а в 17-18 веках там находились предметы языческого культа). Сейчас у оленеводов более молодого поколения нет и икон. Напротив входа хранится чистая посуда. Справа и слева от печи укладываются 4 широких и толстых крашеных доски, которые определяют в чуме кухню и называются латами. Латы передаются по наследству от матери к дочери. В нашем чуме доски лежат еще от прабабушки. При каждой перекочевке чум разбирают, покрышки, постели, шесты, посуду складывают на нарты и перевозят на место новой стоянки. Такие переезды называются косланием (фото №32).


Одежда оленеводов

Верхняя одежда оленеводов - это малица, причем существуют ее разновидности: праздничная и повседневная( фото № 27).

Малица шьётся из 7 шкур, и все они разного сезона и качества. Голова покрывается шкурой пыжика (это шкура недавно родившегося телёнка), женская малица шьется из белого оленя, а мужская малица - из темного оленя. Подол и внутренняя часть малицы покрывается шкурой годовалого оленя, которого забили в начале августа. Для предохранения мездры поверх малицы надевают сорочку из хлопчатобумажной ткани и подпоясываются сыромятным ремнем, украшенным медными ажурными бляхами или пуговицами. Мужчины к ремню на цепочках прикрепляют нож в ножнах, точильный камень, а сзади - зуб медведя. В холодную погоду поверх малицы надевают совик - одежду с капюшоном, по покрою схожую с малицей и сшитую мехом наружу.

Обувь и рукавицы шьются из камуса - шкуры с жестким, грубым ворсом, снятой с ног оленя. Нитки, ссученные из оленьих сухожилий, необыкновенно прочны и не преют от сырости.

Тобоки - длинные пимы выше колена, разного окраса - шьют с сукном или без него, на выбор. Обувь шьётся мехом наружу, а чулки (липты) - мехом внутрь. Есть и городской вариант - пимы. Их также шьют из камуса, а подошву подшивают у сапожника. Тобоки под коленом подвязываются яркими (красными, оранжевыми, розовыми) плетеными из шерстяных ниток ремнями с кистями.

Женский костюм состоит из юбки, поверх которой надеваются сарафан, яфонка и передник( фото № 43).

Для женщин самым важным считается национальный костюм. Каждая представительница женского пола шьёт себе костюм сама. Самым модным считается наиболее яркий и пёстрый костюм. Одежду украшают орнаментированными вставками белого и темного меха. Сумочки для любых нужд, большие и маленькие, кроят из шкурок со лбов оленей. Женские головные уборы отличаются большим разнообразием: мягкие, типа кокошников, и на твердой основе. Почти все девичьи уборы представляют собой обруч, или твердый околыш, облегающий голову, или полоску ткани в виде ленты, повязываемую вокруг головы. Женщины разных возрастов носят платок. В чуме женщины никогда не ходят без головного убора. Кокошник надевают только замужние женщины. Также у замужних женщин в одежде обязательно должны присутствовать красные цвета, потому что они по преданиям символизируют жизнь, любовь. Одежду с преобладанием синего цвета носят вдовы, а молоденькие девушки одеваются в зеленые цвета.


Праздники

Каждый год 2 августа проводится праздник оленеводов "Илья Лун" (День Ильи).(фото № 43) Это время, когда солнце в тундре еще практически не заходит за горизонт и гуляет на небосклоне. Эти дни у нас зовутся полярным днем.

"Илья Лун" проводится летом, после того как прошёл отел, родившиеся оленята стали на ноги и окрепли, с взрослыми стадом вместе сходили к морю. Также это день означает, что лето закончилось, олени уже полностью поменяли шерсть, и оленеводы будут кослать и гнать свои стада обратно на юг.

В этот день на праздник съезжаются оленеводы с семьями со всех бригад, заранее оговаривают, на стойбище (летовке) какой бригады будет проводиться праздник. Женщины этой бригады готовят хлебосольные столы с оленьими и рыбными деликатесами. Оленеводы рады встрече, они уже очень давно не пересекались, так как у каждого стада свой маршрут. Из своего примерно трёхтысячного стада мужчины выбирают самых лучших, сильных и быстрых оленей, в течение всего года их тренируют, потому что обязательной традицией праздника являются оленьи бега. Весь день, пока идут другие конкурсы, олени пасутся и набираются сил. А около полуночи, после того как выпадет роса, начинаются самые зрелищные соревнования – гонки на оленьих упряжках.(фото №35) Здесь также соревнуются и женщины, и девочки.

Очень интересен конкурс на лучший национальный летний костюм для женщин, девушек и девочек. Эти костюмы они шьют сами, когда готовятся к празднику.

Среди мужчин, юношей и мальчиков проводятся обязательные конкурсы: метание топора, метание аркана, прыгание через нарты, бег и борьба. Все эти состязания показывает силу и ловкость оленеводов. Причем свой аркан мужчина или юноша должен изготовить сам, его длина также зависит от силы и ловкости пастуха. Умение плести аркан передается из поколения в поколение, отцом – сыну. Технология плетения сложна, так как это основное орудие труда оленевода, аркан должен быть прочным и крепким. Изготовляется также из оленьей кожи.

2 августа обязательно проводится конкурс на лучшую красавицу тундры. В 2012 году я выиграла этот конкурс и стала Мисс. Конкурсов было много, нужно было показать свою стать, традиционный наряд, умение обращаться с детьми, ловкость и хозяйственность. Десяток девушек боролись за звание Мисс: заплетали косы, пеленали младенца (куклу), красиво проходили по зеленому ковру тундры, танцевали, соревновались в беге, придумывали средство от комаров. Приятно было и то, что в этот год на праздник на двух вертолетах прилетали гости – администрация города, директор СПК «Оленевод», депутаты Совета города Воркуты. А белой ночью я еще выиграла соревнования в оленьих бегах. Мои олени преодолели дистанцию быстрее упряжек мужчин и юношей. Я обогнала даже папу, а он у нас - самый титулованный гонщик среди всех оленеводов. Представители администрации города вручили всем победителям различных конкурсов и соревнований призы и подарки.

Также соревнования в оленьих бегах проводятся ежегодно в ноябре на закрытии Спартакиады Народов Севера. Призом на этих бегах градообразующее предприятие Воркутауголь выставляет снегоход «Буран». Это одно из самых любимых мероприятий нашей семьи. Папа, Борис Алексеевич, в этих соревнованиях – абсолютный чемпион, он 9 раз становился обладателем снегохода. Мой брат Алексей один раз занимал первое место в этих гонках и два раза - второе место. Мама, Лидия Николаевна, в женских заездах 5 раз становилась чемпионкой. Неоднократно побеждала моя сестра Юлия. А в 2014 году чемпионкой стала и я.

Наша семья и наше стойбище неоднократно посещали иностранные туристы с целью съемок различных фильмов. В первый раз я стала киногероиней в 3 года, а в 2013 году к нам приезжала съемочная группа Южнокорейского телевидения, и я стала, наряду с представителями малых народностей мира, героиней фильма о хлебе. (фото №20, 41)


Заключение

Развитие оленеводства было и остается главным условием сохранения традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера. Эта отрасль поддерживает остальные промыслы северных народов. С оленем связана вся философия нашей жизни и миропонимание. В переводе с ненецкого языка «олень» значит «дающий жизнь». Я могу апеллировать этим языком, так как с корнями моего папы мне передалась и ненецкая кровь.

Мировой прогресс дошел уже и до чумов в тундре. У нас появились газовые плитки и газ в баллонах, бензиновые генераторы. В чумах есть свет, мужчины могут работать с электрическими инструментами при изготовлении нарт, чумов и др. У нас в тундре появилось спутниковое телевидение и интернет. Но кочевой образ жизни и оленьи стада остались неизменными. Неизменной остаются культура, быт, праздники и предания. И все это передается из поколения в поколение, от отца - сыну, от матери – дочери.

В четыре года сын под присмотром отца уже может управлять упряжкой, а дочь в этом возрасте помогает матери в чуме готовить пищу, выделывать шкуры и шить. Отец учит сына пасти оленей, вылавливать из стада оленей и обучать их ходить в упряжке. Мать учит дочь собирать и устанавливать чум, так как это из глубины веков обязанность женщины.

Я воспитывалась в чуме с мамой, и кочевой образ жизни отложил отпечаток на мою жизнь. Я умею отобрать в Еру своих оленей, запрячь их в упряжку, управлять оленями, и это подтверждено моими успехами в оленьих гонках. Я ловко могу управлять снегоходом. Умею ставить и снимать чум, кослать. Кроме этого, хорошо готовлю и могу прокормить бригаду пастухов. Я многое могу…

И все это благодаря опыту моей кочевой жизни, который передан мне родителями и предками, это благодаря единственному и самому лучшему животному на планете Земля – северному оленю!


Ресурсы и источники

  • Арктика – мой дом. Народы Севера Земли полная энциклопедия школьника: отв. ред. В.Д. Голубчикова 2001
  • Коми научный центр УрО РАН Главная редакция энциклопедии «Республика Коми» 2000г.1-2-3т.
  • Атлас Республики Коми науч. рук. д.и.н. Э.А. Савельева Москва 2001
  • Из предисловия к книге В.И. Демидова «Ламмия – земля леммингов», 2002
  • Научно-популярное издание «Город на угле город в Арктике» под редакцией д.б.н. М.В. Гецен Сыктывкар 2011
  • Ru.wikipedia.org/wiki
  • Описание составлено из устных рассказов Лидии Николаевны, Елены Николаевны, Павлы Николаевны Терентьевых в девичестве.

Фотогалерея