Голосование

Хотели бы вы пойти с нами в поход?
 

 

Яндекс.Погода
Главная Наши работы Мисс тундра - Наш образ жизни
Индекс материала
Мисс тундра
Мои корни
Наш образ жизни
Одежда оленеводов
Праздники
Заключение
Ресурсы и источники
Фотогалерея
Все страницы

Наш образ жизни

Оленеводство – это не просто одна из отраслей народного хозяйства. Это образ жизни коренных народов Севера. Оленеводство консолидирует и сохраняет самобытную этнокультуру и преемственность поколений. Оленеводческое хозяйство относится к одному из древнейших занятий населения тундры.

«Живя в благоустроенных городских квартирах или в бревенчатых сельских хороминах, люди довольно слабо представляют, как это неутомимые путешественники – оленеводы с семьями зимой и летом могут жить в тундре… Там где нет ни дорог, ни автобусов, ни домов с горячей и холодной водой, с газом и электричеством, с теплым туалетом…. А лес из карликовых березок настолько низок, что обитатели тундры грибы подберезовики называют надберезовиками», потому что иной гриб выше крохотного деревца. Взрослые и дети – большие и маленькие живут своей обыкновенной и в тоже время – особенной жизнью… Живут в согласии с окружающим миром, стойко переносят трудности пути, радуются своим радостям и огорчаются незадачам. Главная опора и забота людей в тундре – это олени. Смышленые лайки – их друзья помогают им охранять и пасти стада».

В городе в настоящее время действует один оленеводческий совхоз, в котором большая часть работников - коми, есть и ненцы. Представители последних чаще встречаются среди оленеводов - частников. Все мои родственники входят в производственно - сельскохозяйственный кооператив «Оленевод», руководителем которого является Пасынков Сергей Георгиевич. ( фото № 36)

В бригаде, которую возглавляет мой отец, есть частные олени, это наша основная прибыль. А также в бригаде есть олени кооператива "Оленевод" и олени других частников, общее количество оленей – 3500 голов, 450 из которых – это личные олени отца. Бывали годы, когда поголовье доходило и до 6000 оленей. Количество оленей обязательно регулируется в зависимости от состояния пастбищ, количества ягеля в тундре и количества работников в бригаде. Сейчас в бригаде отца с оленями работают сам Борис Алексеевич, его брат Григорий, сын Алексей, зять Григорий, Александр Лаптандер. Он ненец, сирота, поэтому Ледковы воспитывают его как родного сына. В чуме работают Лидия Николаевна и дочь Юлия. Там же со взрослыми живут дети, которые еще не пошли в школу.

Оленеводы различают своих оленей по пасу – специальному клейму на ухе животного. У каждого бригадира или частника, имеющего свое стадо, есть свой родовой пас, который передаётся поколениями - от отца к сыну.

Особенностью оленеводства является круглогодовой выпас животных под надзором пастухов и оленегонных собак. По тундре оленеводы передвигаются на санях (нартах). Применяют легковые и грузовые нарты.

Чтобы выловить с помощью аркана нужных животных для упряжки, делают специальный загон (Ер), используя для этого нарты.(фото № 29)

Олень питается лишайником - ягелем. По мере истощения кормовых запасов приходится менять пастбища. Маршрут нашего оленьего стада проходит от района станции Сейда до побережья Карского моря. И так каждый год: весной - к морю, осенью - обратно. Во время кослания к побережью все бригады оленеводов собираются в местечке фактории на реке Воркута на кораль. Здесь производится подсчет оленей, как совхозных, так и частных. Всех животных прививают вакциной, чтобы избежать различных заболеваний.

Путь к морю очень тяжелый, ведь приходится преодолевать множество сложных препятствий: это и реки, и болота. С оленьим стадом кочуют и пастухи с семьями. К условиям кочевого образа жизни приспособлено разборное жилище - чум, конусообразное сооружение, остов которого состоит из 45-50 жердей(фото №28). Зимой чум укрывают в два слоя покрышками - нюками из шкур оленя. Для трех нюков необходимо 100 оленьих шкур. Эти шкуры сначала вручную выделываются, подстригаются и сшиваются. На его изготовление у женщин уходит больше месяца. За покрышкой из шкур тщательно следят и постоянно ремонтируют, обновляют. Летом на чум одевается более легкая покрышка - из брезента. В центре чума раньше разжигали костер, сейчас растапливают железную печь. Над очагом укрепляют планку с крюком для чайника или котла, по обе стороны от печи располагаются спальные места - «балаганы», напротив входа – иконы (а в 17-18 веках там находились предметы языческого культа). Сейчас у оленеводов более молодого поколения нет и икон. Напротив входа хранится чистая посуда. Справа и слева от печи укладываются 4 широких и толстых крашеных доски, которые определяют в чуме кухню и называются латами. Латы передаются по наследству от матери к дочери. В нашем чуме доски лежат еще от прабабушки. При каждой перекочевке чум разбирают, покрышки, постели, шесты, посуду складывают на нарты и перевозят на место новой стоянки. Такие переезды называются косланием (фото №32).